АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ ДОД «ТАВРИЧЕСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» за 2006-2009 года
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МОУ ДОД «Таврический Дом детского творчества» является многопрофильным учреждением дополнительного образования детей Таврического муниципального района Омской области. Основным видом деятельности является реализация программ дополнительного образования детей различной направленности, ориентированных на развитие личности ребенка и его социализацию, организация и проведение досуговых мероприятий. Дом детского творчества работает ежедневно с 9.00 до 20.00 без выходных. Учебная работа в группах проводится на основании расписания, утвержденного директором. Занятия в группах проходят 2-3 раза в неделю. Основной формой кружковой работы является учебный час (занятие) – 35-45 минут, у дошкольников – 25-30 минут. Длительность обучения в кружках Дома творчества отражена в образовательных программах объединений. Образовательный процесс Дома творчества сочетает разные типы занятий: групповые, индивидуальные, практические, творческие и тд. Чаще всего используются нетрадиционные формы проведения занятий: соревнования, конкурсы, турниры, фестивали. Следовательно, отсутствие в нашем учреждении жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортные условия для творческого развития воспитанников - содействуют развитию целостной разносторонне развитой личности.
Количество воспитанников занимающихся в Доме творчества:
2006 г. - 1450 чел. 2007 г. - 1500 чел. 2008 г. - 1500 чел.
2008-2009 учебный год.
Количество обучающихся - 1500 из них мальчиков - 40,7% (621 ч.) девочек - 58,6% (879 ч)
Возрастной состав
дошк. мл.шк. подростки юношеский возраст
Занятость по отделам
Разв.обуч. Худ.твор. Тех.твор. Прикл.твор.
В 2008-2009 учебном году в Доме творчества функционируют отделы, в которых работают следующие кружки, студии, клубы.
Техническо- прикладное творчество Художественное творчество
1. Судомодельный кружок 2. Автомодельный кружок 3. Фотокружок 4. Шахматный клуб 5. НТМ 6. Кружевница 7. Папье-маше 8. Лепка из глины 9. Хозяюшка 10. Юный эколог 11. Гобелен 12. Резьба по дереву 13. Пользователь ПК 14. Мягкая игрушка 1. Театр моды «Образ» 2. Студия «Креатив» 3. Хореография, анс. «Березка» 4. Ансамбль нар.инструментов 5. Драматический 6. ИЗО-студия 7. Вокал и хоровое пение 8. Баян Развивающее обучение 1. Студия «Солнышко» предметы: - гимнастика ума; развитие речи; - гибкие пальчики; ритмика; - этика; ИЗД; - обучение грамоте; ЗОМ; - логика; ОБЖ; пение; 2. Клуб «Интеллектуальных игр»
В кружках занимаются дошкольники, ученики школ поселка и сел района, учащиеся ПУ. Весь воспитательно-образовательный процесс проводится по адаптированным программам дополнительного образования детей. Программы объединяются следующими направлениями: 1. нравственное воспитание; 2. здоровьесберегающее воспитание; 3. интеллектуальное развитие; 4. одаренные дети; 5. семейное воспитание. Образовательная деятельность Дома творчества реализуется по 30 образовательным программам. Программы предусматривают повышенный уровень таких предметов, как информатика, математика, технология, изобразительное искусство, музыка, а также знакомство с современными достижениями науки и техники, искусства, проектной и исследовательской деятельности.
Всего в Доме детского творчества по дополнительным образовательным программам занимаются 1500 детей в 84 объединениях: - 11 детских объединений работают по программам социально- педагогической направленности; - 18 объединений по программам спортивно-технической направленности; - 41 объединение по программам художественно-эстетической направленности; - 7 объединений по программам эколого-биологической направленности; - 7 объединений по программам научно-технической направленности.
Количество воспитанников по направленностям и возрасту.
№ Направленности Кол-во детей по возрасту Кол-во групп Кол-во детей Дошкольн. Младшие школьники Подростки Юнош.возр. 1. Социально-педагогическое 45 64 35 22 11 166 2. Спортивно-техническое - 103 112 90 18 305 3. Художественно-эстетическое 19 349 293 104 41 765 4. Эколого-биологическое - 38 74 28 7 140 5. Научно-техническое - 45 37 42 7 124
Данные показывают, что необходимо: создавать кружки спортивно-технической направленности; привлекать в кружки детей подросткового и юношеского возраста. Программы социально-педагогической направленности направлены на формирование положительного социального самопознания, развитие лидерского потенциала подрастающего поколения, организаторских умений и навыков. Реализация программ спортивно-технической направленности предусматривают развитие интереса к технике, спортивному моделированию, формированию конструкторского мышления. Педагоги уделяют большое внимание графической подготовке юных кружковцев, обучают их навыкам работы с инструментами различной сложности. Занятия способствуют не только эстетическому и нравственному воспитанию, но и развивают такие качества, как трудолюбие, смекалка, находчивость и изобретательность. Воспитанники принимают активное участие в областных выставках детского технического творчества, фотовыставках, соревнованиях судомоделистов и автомоделистов-школьников. Программы художественно-эстетической направленности направлены на развитие творческого потенциала ребенка, его фантазии, творческого воображения и художественного вкуса. Творческие коллективы: ансамбль народных инструментов «Родничок», танцевальный коллектив «Березка», Образцовый детский коллектив «Театр моды «Образ» являются украшением районных и областных мероприятий, достойно представляют Дом детского творчества в конкурсах, фестивалях различного уровня. Декоративно-прикладное творчество предполагает создание продукта (поделок, панно, других творческих работ). Программы направлены на изучение традиций национального искусства, развивают художественно-творческие умения. На выставках, в которых принимают участие воспитанники можно увидеть многообразие направлений деятельности Дома детского творчества: это мастерство лепки из глины, дымковская игрушка, роспись под Хохлому, украинская, татарская, городецкая и другие виды росписи, гобелен, художественное вязание, поделки из природного материала и т.д. Программы эколого-биологической направленности включают в себя приобщение детей к изучению и сохранению природы, к основам исследовательской деятельности, формированию системы ценностного отношения и любви к окружающей среде. Работы по темам: «Экологическая оценка состояния открытых водоемов поселка Таврическое», «Исследование почвы на частном подворье», проводимые Домом творчества совместно с ОмГАУ позволили разработать определенные методики исследований. Воспитанники принимают активное участие в научно-практических конференциях, налажено тесное сотрудничество с ОмГАУ и ОблСЮН. Программы научно-технической направленности реализуются педагогами на базе муниципальных образовательных учреждений. Они помогают формированию естественно-научного мировоззрения, приобщают воспитанников к основам учебной, изобретательской деятельности, апробации коммуникативных технологий. Реализуя образовательные программы, мы радуемся удачам и результатам наших воспитанников (Таблицы №2.3.4)
Уровень мероприятий 2005-2006 учебный год 2006-2007 учебный год 2007-2008 учебный год Кол-во мероприятий Победители и призеры Кол-во мероприятий Победители и призеры Кол-во мероприятий Победители и призеры Личные Командные Личные Командные Личные Командные Всероссийский 1 1 2 1 Региональные 17 60 15 18 95 11 6 16 4 Районные 15 108 26 116 15 81 Всего 168 15 211 12 97 4
С 1998 года МОУ ДОД «Таврический Дом детского творчества» - призер Областной спартакиады по развитию детского и технического творчества. За последние три года 10 воспитанников награждены стипендиями Губернатора Омской области, а 16 стипендиями Главы Администрации Таврического муниципального района за успехи в творчестве.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Развитие инновационной деятельности в системе образования - одно из стратегических направлений современной образовательной политики. Особая роль в модернизации образования отводится инновационным образовательным программам. В Доме творчества инновационность программ состоит в том, что это индивидуальное авторство; все программы адаптированы, согласно предлагаемым условиям и требованиям учреждения. Повышая свой профессиональный уровень, индивидуальный творческий рост при Институте развития образования Омской области, Центре творческого развития и гуманитарного образования, педагоги внедряют в свою деятельность новые педагогические технологии. На базе общеобразовательных школ открыты кружки - «Пользователь ПК». Успешно в Доме творчества внедряется рейтинговая система деятельности. Каждый педагог вместе с воспитанниками создает личное портфолио, помимо этого создается портфолио кружка. С внедрением инновационной деятельности в учреждении появилась возможность для реализации интересных идей и творческих начинаний. В этом направлении у нас ведется постоянная работа. Инновационная деятельность учреждения представлена в таблице №1.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ДИРЕКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОТДЕЛА ТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ХУДОЖЕСТВЕННО- И ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ Главные цели: 1. Расширение спектра практико-ориентированных форм методической работы;
2. Расширение количественного состава педагогов, участвующих в выступлениях на районных, областных, региональных уровнях
Задачи: 1. Разработка программ, проектов и контроль за их выполнением;
2. Проведение смотров-конкурсов;
3. Анализ результатов деятельности, разработка методических рекомендаций по проблеме воспитания и дополнительного образования;
4. Создание мониторинга банка достижений педагогов и воспитанников.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
- мастер-классы - методические рекомендации - творческие отчеты - выездные семинары - психолого-педагогические - школа вожатского мастерства семинары - консультативная деятельность - методические дни - обобщение и распространение - конкурсы педагогического педагогического опыта мастерства - мастер-класса - конференции
- студии - смотры - клуб - конкурсы - д\о по направленностям - соревнования * социально-педагогическая - фестивали * спортивно-техническая - концерты * художественно-эстетическая - проекты * эколого-биологическая * научно-техническая
Коллектив педагогов Дома детского творчества работает над решением темы «Воспитание гармонично развитой личности в процессе творческой деятельности». Важнейшим элементом кадровой программы является дальнейший профессиональный рост педагогов, создание стабильного и эффективно работающего коллектива. В Доме творчества сложилась целостная система повышения квалификации. Педагоги дополнительного образования: учатся на курсах; проводят открытые занятия; участвуют в семинарах, методических днях, педмарафонах; проводят и участвуют в мастер-классах; участвуют в мероприятиях: конкурсах, встречах, фестивалях, соревнованиях различного уровня. Наряду с курсами при Институте развития Омской области, мастер-классами, педагогическими марафонами, семинарами, проводимыми Домом Учителя и детского творчества, в Доме творчества действует программа «Коллеги». В рамках этой программы, целью которой является - совершенствование образовательно-воспитательного процесса, для начинающих педагогов разработана модель повышения квалификации.
1 этап Подготовка вновь принятых педагогов
2 этап По результатам диагностики (собеседования, наблюдения): определение наставника, краткосрочные курсы по направлениям деятельности (посещение мастер-классов, МО), затем курсы повышения квалификации 3 этап По положительным результатам: педагог имеет право проводить мастер-классы, участвовать в конкурсах профессионального мастерства различного уровня
Посещение занятий, проведение семинаров, методических объединений - все это способствует обогащению профессиональных знаний, умений и навыков, развитию профессиональной личностной культуры педагога. Совершенствованию профессионального мастерства также способствуют панорамы открытых занятий, которые проводятся по различным направлениям. Они позволяют педагогам проанализировать опыт коллег, осмыслить общие проблемы и приблизиться к решению вопросов собственной педагогической практики. Также должное внимание уделяется работе с педагогами, работающими в коллективе много лет. Суть работы состоит в том, чтобы на смену исполнительской деятельности педагога пришел рост профессионального и творческого мастерства, его мобильности и инициативы. Все это достигается в результате постоянного самообразования и повышения квалификации. С 2006 по 2009 учебные года проведены следующие семинары, педсоветы, мастер-классы, конкурсы в рамках повышения профессионального мастерства: Для района Внутри Дома творчества Методические рекомендации и пособия 2006-2007 учебный год 1. Семинары - «Вариативный подход в деятельности ДОО. Нормативно-правовой аспект в деятельности вожатого» - «Развитие самоуправления в ДОО» - «Анализ деятельности объединений прикладного творчества школ и УДО района. Проведение районного фестиваля детского творчества «Красота спасет мир» - «Работа над социальным проектом» - «Организация воспитательной работы в условиях лагеря дневного пребывания»
2 Мастер-классы - «Технология изготовления корпусов для моделей автомобилей из пластиковых бутылок»
3. Конкурсы - Районный конкурс «Лидер года» (активисты детского движения) - Конкурс «Вожатый года» 1. Семинары - «Презентация образовательных программ» - «Условия проведения Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» (требования, документация) - «Программирование образовательной деятельности в УДО. Учебное занятие»
2. Открытое занятие - «Операция «Я - стилист» (студия «Дизайн») - «Отработка отдельных мизансцен» (театр «Сказка») - «Работа у станка в хореографическом объединении» - «Изготовление резиномоторв для кораблей» (студия спортивно-технического моделирования)
3. Конкурсы - «Мой кабинет» - «Мультимедийная презентация ОП»
Поведение конкурса по НТМ «Самоделкин»
«Социальное проектирование»
«Создание мультимедийной презентации»
«Диагностика мотивации интереса воспитанников»
«Программа «Спектр». Уровень прохождения образовательной программы фотостудии» 2007-2008 учебный год 1. Семинары - «Развитие самоуправления в ДОО» - «Анализ деятельности объединений прикладного творчества школ и учреждений дополнительного образования района. Проведение районного фестиваля детского творчества «Красота спасет мир» - «Работа над социальным проектом» - «Состояние, проблемы, перспективы развития детского движения»
2. Мастер-классы - «Новогодняя мастерская»
3. Конкурсы - Социальный проект на патриотическую тему - «Я - лидер» 1. Семинары - «Лучший педагог дополнительного образования» (требования к документации - Открытое занятие в УДО (подготовка и проведение) - Алгоритм разработки ОП п.д.о.
2 Открытое занятие - «Устройство микродвигателя внутреннего сгорания» (ст. «Спортивно-техническое моделирование», п.д.о.Майоров Н.В) - «Дефиле, Классический подиумный шаг» (Театр моды «Образ», п.д.о. Попова С.Г.) - «Игрушки из глины» (кр. «Лепка», п.д.о. Красовская Е.В.)
3. Конкурсы - «Творческий поиск»
4. Педсоветы. - «Основные задачи и направления деятельности Дома творчества в условиях демократизации образования» - «Мониторинг образовательно-воспитательного процесса, как средство создания условий для самореализации личности» (выступили п.д.о. Буторина С.В., Кравченко Л.В.) «Рейтинговая оценка уровня прохождения образовательной программы в объединений «Кружевница»
«Оформление работ на выставках»
«Диагностика удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг»
«Буклет Дома детского творчества» 2008-2009 учебный год 1. Семинары - «Активизация работы детских общественных организаций района в условия модернизации системы образования Омской области» - «Организация и проведение районного фестиваля детского творчества «Красота спасет мир» - «Документация педагога дополнительного образования по совместительству»
2. Мастер-классы - «Филиграни. Плетение» (учителя технологии) - «Новогодняя мастерская
3. Конкурсы - «Социальный проект «Юные исследователи окружающей среды»
1. Семинары - «Документация и портфолио педагога дополнительного образования» - «Алгоритм разработки образовательной программы в контексте компетентностного подхода» - Семинар - учеба «Подготовка документов к конкурсу «Лучший педагог д.о.» 2. Открытые занятия - «Лепка сувенира конструктивным способом» (кружок «Лепка») - «Игра-эстафета «Солдатом смелым буду» 3. Конкурсы - «Творческий поиск» 4. Педсоветы - «Основные задачи и направления деятельности Дома творчества в условиях демократизации образования» - «Воспитание гармонично-развитой личности в процессе творческой деятельности» - «Анализ успехов и проблем Дома детского творчества «Методика проведения досуговых мероприятий»
«Проведение соревнова- ний и выставок по техническому и прикла-дному творчеству»
«Мультимедийные презентации: Дома творчества, тудии развивающего обучения, техническое творчество Одним из эффективных форм проверки профессиональной компетентности педагогов является аттестация. В Доме детского творчества она из нормативно-правовой стала формой профессионально-личностного совершенствования педагогов, стимулом для творчества и инициативы, повышения результативности педагогической деятельности. Педагоги, прошедшие аттестацию поддерживают свою компетентность и мастерство. В коллективе 17,7% имеют высшую квалификационную категорию, 31,1% - I, 25,5% - 2 квалификационную категорию. При анализе результатов важно выявить не только положительные моменты, но и определить недостатки, а главное наметить пути дальнейшего их решения. В плане методического обеспечения образовательного процесса следует отметить создание различных форм диагностики работы объединений УДО.
Произошло углубление инновационных процессов. Педагоги пытаются преодолеть замкнутость частных методик, выйти из рамок узкоспециальных интересов, локальных проблем. Методическая деятельность педагогов вышла за пределы Дома детского творчества. Педагоги приняли участие: - в районных педчтениях «Совершенствование воспитания - как условие модернизации региональной системы образования» (Буторина С.В., Красовская Е.В.) - в областной выставке «Мир увлечений», в номинации «Адреса педагогического опыта» (Рахматулин А.Э., Клименко Т.А., Попова С.Г.) - в областном конкурсе «Лучший педагог дополнительного образования» (Майоров Н.В., Дьяченко Ю.Ю., Кравченко Л.В.) - в областных семинарах и конференциях при ИРООО, ОблСЮТ, ОблСЮН, Дома Учителя и детского творчества.
На основании достигнутых результатов ставятся следующие задачи: разработать алгоритмы разных форм методической работы; планировать проблемные совместные семинары педагогов различных направлений с показом методических наработок; планировать создание работ инновационного, рефлексивного и проблемного характера по обобщению педагогического опыта.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА. РАБОТА С СЕМЬЕЙ. ДЕТСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Дополнительное образование детей – особое образовательное пространство, осваиваемое в свободное внеурочное время ребёнка с учётом его интересов и потребностей. Оно является одной из составляющих сфер образования, которая учитывает все факторы, влияющие на воспитание, развитие и формирование личности ребёнка. Большой акцент в работе учреждение дополнительного образования детей ставит на взаимодействие с семьями воспитанников. Семья и учреждения дополнительного образования дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей разного возраста. Сплотить детей и родителей, сделать их активными участниками педагогического процесса – важная и ответственная задача педагогов дополнительного образования. Коллектив педагогов МОУ ДОД «Таврический Дом детского творчества» работает по программе «Завалинка», которая направлена на организацию здорового досуга детей в семьях. Программа предусматривает благоприятное педагогическое воздействие на семьи, направлена на максимальное вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс. Она способствует сплочению детско-родительских отношений, сотрудничеству с педагогами. Составной частью такого взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями об образовательной концепции учреждения дополнительного образования детей, целях, задачах личностного развития воспитанников, деятельности на учебных занятиях. Такая информация влияет на воспитательную среду, вносит осознанность в действия родителей, придаёт целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к данному учреждению. Просвещение родителей происходит путём проведения тематических родительских собраний, консультаций, бесед, открытых занятий. Ежегодно проводятся традиционные мероприятия (Экскурсия по Златограду, «На балу у Золушки», «Новогодние приключения», «Масленичная неделя», «Мамин день», «Дарите радость людям»), активными участниками которых являются не только дети, но и родители. Чтобы ребёнок видел и чувствовал взаимную родительскую поддержку, любовь и уважение, он должен находиться рядом, чувствовать свою сопричастность в общем деле, только тогда семья станет педагогически эффективным фактором воспитания и развития. Все совместные коллективные творческие дела («Семья – 7 я», «Мой папа – лучший друг», «Дочки-матери» и т.д.), развивают не только коммуникативные качества и творческий потенциал детей, расширяют кругозор, формируют нравственные ценности, но и способствуют сплочению семьи. Каждый педагог Дома творчества определяет свою линию системы работы в кружке с родителями. Например, в хореографическом ансамбле «Берёзка» родители привлекаются к совместному изготовлению сценических костюмов, организуются встречи, концерты, досуговые мероприятия для отдыха, на которых родители видят успехи и достижения своих детей. Родители обсуждают с педагогом содержание учебно-воспитательного процесса, коллективно анализируют детские и педагогические проблемы, предлагают пути их решения. Кружки «Папье-маше» и «Кружевница» вовлекают родителей в учебно-воспитательный процесс. Уже давно стало традицией участие семей в выставке «Я и моя семья». Совместное изготовление повышает уровень качества изготовления поделок и поднимает педагогический потенциал семьи. Который год педагог кружка «Театр моды» привлекает родителей в туристическое путешествие (палаточный лагерь «Боровое», фестиваль «Самоцветы России» в г. Иваново), где наяву можно проследить и внести коррективу в детско-родительские отношения. Выступление коллектива «Образ» на сценических площадках и конкурсах - это не только заслуга родителей в организации спонсорской помощи, изготовление деталей для костюмов из бумаги, но и поддержка во время выступления на чужой сцене. Шахматный клуб не считает родителей гостями на занятиях. Они - полноправные члены клуба. Общие интересы, переживания, дела, соревнования – вот из чего складываются доверительные отношения и дружба между ребёнком и родителем. А главное здесь отец является положительным примером в выборе полезного досуга в глазах своего ребенка. Родители самых маленьких ребят из студии развивающего обучения «Солнышко» наиболее активно включаются в образовательно-воспитательный процесс. Индивидуальные ежедневные беседы и консультации стали нормой для педагогов студии. Современные родители, хоть и сильно загружены, но всё-таки стараются найти время для общения с другими детьми, родителями. Некоторые становятся активными участниками театрализованных представлений, что благоприятно сказывается на сплочении семьи и дальнейшем развитии и воспитании ребёнка. Также давно прижились у нас совместные семейные конкурсы (конкурс чтецов «Россия – Родина моя», конкурс патриотической песни, выставки поделок и т.д.). Педагоги Дома творчества находятся в постоянном педагогическом поиске разнообразных форм взаимодействия с родителями, которые бы наиболее полно удовлетворяли запросам детей и родителей, бабушек и дедушек могли наиболее интересно организовать досуг, повысить уровень педагогической культуры. Они уверенны, что позитивные изменения в воспитании и личностном развитии ребёнка произойдут только при совместном усилии педагогов и родительской общественности. Особую роль, которая влияет на социализацию и развитие личности ребёнка, Таврический Дом детского творчества отводит общественной организации «Максимум», которая работает по программе «Лидер 21 века». Основной целью, которой является развитие лидерских качеств подростка и его активной жизненной позиции. Наиболее приоритетной направленностью этой программы является патриотическое воспитание. Основные формы: поиск и сбор материала об истории детского движения по всей территории Таврического района; встреча поколений; заочные конкурсы «Летопись детской организации», «Мой репортаж»; фестиваль детских организаций «Лидер и его команда» и т.д. - всё это благоприятно сказывается на сплочении детей, педагогов, общественности, воспитывает патриотизм, чувство ответственности за общее дело. Данная программа не только воспитывает, но и помогает самоутвердиться, развить способности ребёнка. Проводимые конкурсы («Лучший социальный проект», «Моя детская организация», «Самая результативная Д.О.») не только способствуют активности ребенка, но и помогают выявить лучший. Так 5 старшеклассников за 3 года приняли участие в смене «Лидер» во ВДЦ «Океан» и «Орленок». В 2007 году были определены победители конкурса «Лидер года», отмечены самые лучшие детские организации района. Три из них получили Грант Главы Таврического муниципального района. Это говорит о том, что детское движение в районе успешно развивается, не остаётся без должного внимания Администрации Таврического района и Управления образования. Дом творчества уделяет большое внимание воспитательной работе в процессе обучения. Для обучающихся проводятся: беседы, походы, экскурсии, концерты, творческие встречи, праздники, мероприятия с родителями, учениками, выставки учащихся и педагогов Дома творчества, развлекательные и интеллектуальные программы, соревнования и конкурсы. С 1998 года Дом творчества является организатором мероприятий муниципального уровня: Фестиваль детского творчества «Красота спасет мир»; Районный шахматный турнир; Фестиваль «Дарите радость людям»; Фестиваль ЛДП «Лето. Солнце. Лагерь»; Конкурс «Я - лидер»; Научно-практическая конференция «Летопись сибирских деревень»; Фестиваль ко Дню защиты детей «Я, ты, он, она - вместе целая страна» «Здравствуй, Масленица» и др.
По окончании учебного года организуется чествование победителей и призеров муниципальных, региональных, федеральных, международных конкурсов, соревнований, фестивалей с занесением на Доску почета «Достижения Златоградцев» и «Млечный путь». Формирование полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности осуществляется через одну из основных форм детской среды - сюжетно-ролевую игру. В Доме детского творчества на протяжении 13 лет действует досуговая программа «Златоград». Участниками, которой являются все воспитанники, педагоги, администрация и обслуживающий персонал учреждения, помогающей подросткам успешной социализации личности. Что такое «Златоград»? Это – объединение девчонок и мальчишек, пап и мам, бабушек и дедушек, педагогов, всех желающих проводить свободное время с пользой, научиться тому, чего не умели, узнать то, чего не знали раньше, то есть стать лучше. «Златоград» - это длительная, воспитывающая игра, возможность объединения для добрых дел. Организация работы «Златограда» проводится методом творческих групп, позволяющих привлечь к подготовке всех заинтересованных детей, взрослых, педагогов, в зависимости от того, что интересует самих участников программы, чему хотят научиться, в чем преуспеть. Разнообразие предлагаемых видов деятельности открывает возможности для каждого участника программы наращивать свои личностные потенциалы, совершенствоваться в способах управления имеющимися ресурсами для решения собственных возрастных задач. Участвуя в разных ролях и моделях социального взаимодействия, воспитанники приобретают компетентности в сфере социальных отношений, опыт соревнования, сотрудничества, победы и проигрыша, развивают аналитические, организаторские, рефлексивные способности. Участие в коллективных творческих делах, ролевых и ситуационных играх, позволяет учащимся - попробовать себя в многообразии ролей и освоить опыт различного ролевого поведения, например: «Я» - ответственный, «Я» - подчиненный, «Я» - лидер, исполнитель и т. д.; - усвоить опыт общественных отношений; - приобрести навыки бесконфликтного общения, самоутверждения; - овладеть способами постановки жизненно важных целей; - определение маршрута своего развития. Каждое мероприятие, проводимое в Доме творчества имеет свои цели и задачи, а также предполагаемые результаты (Приложение в таблице №5). Досуговая программа «Златоград» создает предпосылки рационального использования свободного времени, профилактику девиантного поведения воспитанников, становление активно-отрицающей позиции по отношению к ПАВ, асоциальному поведению, дает ощущение успеха, самоутверждения, активизирует процессы самопознания и самовыражения, представляет возможность варьировать ролевой статус детей и подростков. Анализ участия воспитанников в игровой деятельности показал, что когда игровое взаимодействие сводилось лишь к включению детей в качестве болельщиков, зрителей и просто участников в игру - эффективность была низка, и, наоборот, если перед ребенком ставились творческие задачи, если он мог проявить себя в позиции «автора», «первооткрывателя»,решал социально значимые задачи постоянной или временной группы, если игровая деятельность позволяла демонстрировать конкретный личностный рост каждого - игровое взаимодействие было значимо для его участников. Ребенок при достижении поставленных целей и получении ожидаемых результатов переживает внутреннее удовлетворение, радость успеха, поэтому была разработана система поощрений, позволяющая наглядно увидеть результат собственной деятельности. Со времени образования Златограда, в городе введена своя «валюта» - злотик. Сегодня он по-прежнему является заработной платой участников игрового поля, но если раньше злотик выполнял функцию накапливаемого капитала (каждый участник игры имел свой лицевой счёт в банке Златограда), то теперь он играет роль заработной платы для приобретения ЗУНчиков. ЗУНчик – жетон знаний, умений и навыков В рамках программы Златоград ежегодно разрабатывается положение системы поощрений и выявления лучших воспитанников Дома детского творчества. В этом учебном году ЗУНчик стал цветным. Каждый цвет соответствует направлению деятельности участников. Победители определяются по наибольшей сумме ЗУНчиков определённого цвета в следующих номинациях: «Интеллектуал», «Самый креативный», «Самый спортивный», «Самый активный». По максимальной сумме ЗУНчиков всех цветов определяется «Ученик года». Кроме того, в рамках программы «Одарённые дети» наиболее активным и творческим воспитанникам, добившимся высоких результатов на районном, областном, всероссийском и международном уровнях присваиваются звания «Почётный житель Златограда» и «Звезда Златограда». Фотография «Почётного жителя Златограда» помещается на соответствующую доску почёта, а портрет «Звезды Златограда» - в «Млечный путь». Воспитанник, имеющий звание «Звезда Златограда» по решению педагогического совета может стать номинантом на стипендию Главы администрации местного самоуправления или Губернатора Омской области. Каждый учебный год определяет позитивные изменения и выявляет проблемы. Позитивные изменения: 1. Возрос уровень результативности всех кружков в различных мероприятиях (по результатам рейтинговой оценки) (Приложение за 2006,2007,2008,2009 учебные года) 2. Увеличение личных побед воспитанников Дома детского творчества и число стипендиатов Губернатора Омской области и Главы муниципалитета; 3. Увеличение охвата детей на селе; 4. Увеличение количества детей из неблагополучных детей занимающихся в кружках; 5. Активизировалась деятельность детских общественных организаций через участие в районных и областных мероприятиях (по результатам рейтинговой оценки; 6. Повысился профессиональный рост педагогов, посредством конкурса «Творческий поиск». Проблемы и недостатки в работе: 1. Слабая оснащенность учреждения компьютерной техникой; 2. Не подключение компьютерной техники к системе Интернет; 3. Недостаточное обновление технической базы; 4. Уменьшение количества детей за счет загруженности детей в школе; 5. Отсутствие единой программы деятельности в районе, объединяющая все структуры занимающиеся детьми; Пути решения: 1. Расширение контактов вне Дома детского творчества; 2. Организация расширения профессиональных компетентностей педагогов дополнительного образования; 3. Расширение информированности.
|