Понедельник, 29.04.2024, 07:47

Совет руководителей УДОД Омской области

Меню сайта
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

О реформе системы ДО

Главная » Файлы » Реформа !!!!???

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
14.10.2013, 07:58
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

1. СПЕЦИФИКА УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реформирование сферы образования - обновление содержания и утверждение развивающих начал образования, переход на вариативное обучение и образование по выбору, создание новых технологий обучения и воспитания и, наконец, создание новых видов образовательных учреждений, в т.ч. и негосударственных - проходит в сложных социально-экономических условиях, когда большинство семей волнуют, прежде всего, проблемы экономического выживания, а определенная часть населения социально дезориентирована. На ход реформы отрицательно влияют также нежелательные тенденции в сфере педагогики - самоустранение части педагогических коллективов школ от ученического самоуправления, педагогической поддержки и развития детских общественных организаций, свертывание внеурочных занятий и, как следствие, укрепление форм авторитарной педагогики. Однако, как показывает опыт, даже самый интересный урок не может заменить создание среды неформального общения и поля деятельности, создание "ситуации развития" и "ситуации успеха", способствующих реализации постоянно изменяющихся индивидуальных потребностей детей в творческом, духовном и физическом развитии. Это обстоятельство обусловливает усиление значимости личностно-ориентированной внеурочной деятельности с учащимися как в школе, так и вне ее. Тем более, что в последние годы культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги стали пользоваться все большим спросом у детей и родителей. Наиболее благоприятные возможности для реализации этих потребностей имеются в сфере дополнительного образования, в которой наиболее рационально, успешно и органически сочетается образовательная деятельность с различными формами досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), что, как вследствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей в формах, востребованных обществом. Именно поэтому с 1992 года была начата работа по преобразованию внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования, а воспитательная внеурочная работа в общеобразовательных учреждениях приобрела новое качественное состояние - образовательное, перейдя в дополнительное образование учащихся в объединениях по интересам, в детских общественных организациях, в системе культурно-массовых мероприятий (познавательных, развлекательных, социально значимых и др.).

Учреждения дополнительного образования призваны создавать условия для творческой самореализации всех детей, включая и тех, кто не сумел проявить себя в процессе школьной учебной деятельности. При этом необходимо концентрировать внимание на индивидуальности каждого из них, ориентировать свою деятельность на свободно возникающие и растущие в процессе познания интересы к различным сферам жизни. Отсутствие принуждения, свобода выбора занятий делают учреждения дополнительного образования привлекательными для любого ребенка в любом возрасте - и в дошкольном, и в старших классах.

Переход внешкольных учреждений в новое качественное состояние совпадает по времени с процессом осмысления дополнительного образования не только как нового явления для отечественной педагогики, но и как одной из составляющих педагогики развития. Этим учреждениям присущи новые характеристики, которых не имели бывшие внешкольные учреждения, по сути деля являвшиеся, за исключением детско-юношеских спортивных школ и школ искусств (музыкальных, художественных), учреждениями досуговыми. Наиболее типичные отличия учреждения дополнительного образования от прежних внешкольных: оснащенность образовательного процесса программами, помогающими детям овладеть функциональной грамотностью; предоставление каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения; многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самым разным интересам; личностно-деятельностный характер образовательного процесса; профориентация, возможность получения допрофессионального и начального профессионального образования; социокультурная направленность всех мероприятий.

Особенность дополнительного образования состоит и в том, что этот вид образования связан с инновационными идеями: гуманистической направленностью образования, построением индивидуализированных систем обучения, превращением знания в инструмент творческого освоения мира, включением научно-исследовательской, творческо-поисковой деятельности в процесс обучения и т.д. Оно выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности, создавая ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на укреплении его личностного достоинства и воспитании. Дополнительное образование путем обмена видами деятельности расширяет культурное пространство самореализации личности ребенка, содействует воспитанию "культурной одаренности", стимулирует к творчеству. В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого интенсивнее и целенаправленнее идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций.

Период детства в целом характеризуется проявлением талантов, поэтому поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования.

Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия и взаимоотношения культур - татарской, русской и культур других народов, проживающих в Республике Татарстан. Это свойство дополнительного образования обеспечивает ему определенное место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта.

Одной из сущностных характеристик дополнительного образования является взаимодействие полипрофессиональных и политвозрастных общностей. Развивая дополнительное образование, образовательное учреждение взаимодействует с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в регионе.

Дополнительное образование - процесс непрерывный, не имеет фиксированных сроков завершения и логично переходит из одной стадии в другую. Сначала решаются задачи создания почвы, благоприятной для творческой деятельности, затем обеспечивается соучастие начинающих в творческом процессе других; за сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, сопровождающее человека всю его жизнь, формируя главное - потребность в творческом восприятии и осмыслении самого себя в окружающем мире.

Названные стадии предопределяют специфику содержания дополнительного образования. Если на первом уровне немногое дается многим, то на третьем - многое немногим. Такая логика образовательного процесса позволяет учредителям дополнительного образования предлагать свои услуги всем детям, совершенствовать все стороны человеческого "я".

2. СООТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С учетом всего вышеизложенного, дополнительное образование не может рассматриваться как придаток к школе, к общему образованию. Этот вид образования - самостоятельный и самоценный - никогда никакой школой заменен не будет, т.к. чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр образовательных потребностей личности, которые сама же школа в рамках образовательных программ удовлетворить в полной мере не может. Именно поэтому школа и учреждение дополнительного образования не противопоставляются друг другу, не находятся в состоянии конкуренции, а наоборот, в новой образовательной ситуации школа находит в дополнительном образовании источник гуманистического обновления педагогических средств, широкий культурный фон, неограниченные возможности для воспитания, развития одаренности ребенка, его самоопределения и самореализации. Дополнительное образование привлекательно для школы и в плане социальной защиты как усиление стартовых возможностей личности на рынке труда и профессионального образования. Объективно присущая дополнительному образованию адаптивность делает его привлекательным для образовательных учреждений различных типов и разной ведомственной принадлежности, включая негосударственные формы. Преобразование ряда общеобразовательных школ в образовательные учреждения элитарного характера - в лицеи, УВК и гимназии - как правило, связанно с обогащением содержания обучения потенциалом дополнительного образования. Такая система компенсирует в определенной степени ограниченные возможности индивидуального развития в условиях массовой школы. И в этой связи уровень дополнительного образования в общеобразовательном учреждении является специфическим показателем его развития.

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования позволяет им удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Содержание этой работы диктуется задачами духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием "мир человека".

Поэтому педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования происходит в форме поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем. Результатом этого становится жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей.

Реформирование образования, проводимое в Российской Федерации и в нашей республике, придает дополнительному образованию особую актуальность. В соответствии в Законом Республики Татарстан "Об образовании" учреждения дополнительного образования детей вместе с учреждениями дошкольного образования и общеобразовательными школами составляют разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства Республики Татарстан. Отсюда вытекает ориентированность дополнительного образования на:

- динамичность образовательного процесса как социального явления, вступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути;

- стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

- активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

- обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку им тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение самого поведения;

- новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладение специализированными языками наук в малых группах юных исследователей;

- преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания ребят и развития всего многообразия форм их жизнедеятельности.

3. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наша республика входила в прежние годы в образовательное пространство Советского Союза и в вопросах образования не имела самостоятельности: все более или менее важные вопросы решались в центре, без учета национально-региональных особенностей. Поэтому в наследство она получила те же проблемы, что и система образования Российской Федерации. Это относится и к сфере дополнительного образования. Достижение названных приоритетов, прежде всего, осложняется неразвитостью программного оснащения. По целому ряду образовательных областей отсутствуют разноуровневые программы, способные помочь ребенку осознать свои возможности, профессионально самоопределиться. Значительная часть программ рассчитана на репродуктивную деятельность и не предусматривает самостоятельного поиска оптимальных решений.

Отсюда необходимость стимулировать создание программ нового поколения - программ дополнительного образования, принципиально отличающихся от тех, что составлялись для кружков школ и внешкольных учреждений. В этих целях отделом дополнительного образования и воспитания Министерства был проведен I республиканский конкурс авторских программ, однако из-за отсутствия средств программы - победители, за исключением нескольких, до сих пор издать не удалось. Одновременно Республиканский центр внешкольной работы Министерства образования РТ начал работу по формированию структуры, принципов программ дополнительного образования, отбора содержания.

В республике разрабатывается собственная нормативная база создаваемой системы дополнительного образования. В частности, Кабинетом министров республики утверждены Типовое положение об учреждениях дополнительного образования Республики Татарстан, перечень учреждений дополнительного образования детей, согласованные с Министерством финансов РТ и Госкомтруда РТ и утвержденные приказом министра образования РТ, а также положение о документах, выдаваемых учреждениями дополнительного образования РТ, о республиканских методических центрах дополнительного образования детей; утверждены республиканские нормативы наполняемости и недельной нагрузки объединений дополнительного образования. Начата работа по созданию Программы воспитания учащейся молодежи, методических рекомендаций по управлению учреждениями дополнительного образования, Типовой программы стажировки педагогов дополнительного образования. Положения об экспериментально-стажерской площадке учреждений дополнительного образования и ряда других нормативно-правовых документов.

В соответствии с Законом Республики Татарстан "Об образовании" и "Типовым положением об учреждениях дополнительного образования Республики Татарстан" в текущем году проведено лицензирование учреждений дополнительного образования, ведется подготовка к их аттестации.

В республике принят ряд мер по укреплению базы научно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования. Созданный постановлением Кабинета министров Республики Татарстан Республиканский центр внешкольной работы, наряду с научно-методическим обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования, ведет успешную работу по переподготовке кадров учреждений дополнительного образования (имеет лицензию МО РТ, готовятся документы для получения лицензии Министерства общего и профессионального образования РФ).

Также принято решение о преобразовании республиканских профильных внешкольных учреждений в республиканские профильные методические центры, обеспечивающие деятельность учреждений дополнительного образования детей.

В целом усилия, предпринятые Министерством образования РТ и органами управления образования на местах после принятия ы 1993 году Закона РТ "Об образовании" по реализации его статей о дополнительном образовании детей, позволили не только сохранить сеть учреждений дополнительного образования детей, но и увеличить ее. Если в 1992 году было 216 учреждений с охватом 211966 учащихся, то в 1996 году - 239 учреждений с охватом 298594 детей (7,7 тыс. объединений по интересам на базе самих учреждений и 10,7 тыс. объединений - на базе общеобразовательных школ). Это означает, что свыше 51% детей систематически занимались художественным и техническим творчеством, туризмом и краеведением, спортом, экологией и т.д. (по Российской Федерации - свыше 30%). Однако уже сегодня численность обучающихся в учреждениях дополнительного образования значительно опережает их возможности. Средства, выделяемые на учреждения дополнительного образования детей, в последние годы значительно сократились, что сказалось прежде всего на таких материалоемких, затратных видах деятельности, как техническое творчество (охват всего 2,6% от общего количества учащихся общеобразовательных школ), спорт (более 9%) и туризм (4,5%).

Не отвечает современным требованиям качественный состав педагогических работников учреждений дополнительного образования. Как следствие безработицы, появилась тенденция пополнения этой подсистемы образования кадрами специалистов - профессионалов в какой-либо отрасли знаний. В дополнительное образование пришли высококвалифицированные работники культуры, спорта, инженеры, ученые из НИИ. Однако с этими кадрами предстоит еще много работать из-за отсутствия у них психолого-педагогической подготовки.

Наиболее острая проблема - состояние материально-технической базы учреждений дополнительного образования республики, лишь 63% из которых имеют собственные здания, а из них лишь половина располагает всеми видами благоустройства. Третья часть учреждений не имеет водопровода и канализации, более трети - требуют капитального ремонта.

4. ЗАДАЧИ ПО СОХРАНЕНИЮ, ДАЛЬНЕЙШЕМУ

РАЗВИТИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дальнейшее развитие и совершенствование дополнительного образования, прежде всего, зависит от научно-педагогического обеспечения, которого в настоящее время явно недостаточно. К решению проблем дополнительного образования должны быть привлечены научно-преподавательские силы высшей школы, Института повышения квалификации работников образования РТ.

Как показывает опыт, также и ориентация только на учителя, способного полноценно учить предмету в школе, а затем интенсивно и успешно работать во внеурочное время, не перспективна. В едином образовательном пространстве и социокультурной среде могут и должны взаимодействовать с ребенком учителя, педагоги - организаторы, педагоги - психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и другие специалисты. Безусловно, сегодняшние условия не позволяют решить эту задачу в полном объеме, однако, сэкономив сегодня на этом (во многих районах при упорядочении штатов сокращаются именно эти категории педагогических работников), в обозримом будущем государству могут потребоваться большие средства на изоляцию и перевоспитание сегодняшних подростков, лишившихся педагогического влияния вне школы.

Исходя из реально сложившихся в республике социально-экономических условий, сегодня, наряду с продолжением работы по реализации "Плана действий по реализации основных направлений развития дополнительного образования детей, подростков и юношества в РТ", утвержденного решением коллегии МО РТ от 29.06.1995 г., на первый план выдвигаются следующие задачи:

- сохранение, реорганизация и развитие сети учреждений дополнительного образования республики в объемах, позволяющих удовлетворять образовательные потребности детей, не реализуемые в других образовательных учреждениях и семье;

- обновление содержания дополнительного образования на принципах разноуровневости и вариативности, создание программ и учебно-методических пособий нового поколения в образовательных областях, которые не разрабатываются Министерством образования Российской Федерации, т.е. связанных с национальными традициями и особенностями народов Республики Татарстан (например, дополнительно образовательные программы для детей в области национальной музыки, хореографии, краеведения, народных ремесел, национальный видов спорта);

- создание условий в системе дополнительного образования для обучения и воспитания детей с опережающим развитием (участие в реализации раздела "Одаренные дети" республиканской программы "Дети Татарстана");

- аттестация учреждений дополнительного образования (для установления соответствия содержания и объема образования детей образовательным программам);

- разработка и реализация региональных программ развития дополнительного образования;

- приведение нормативно-правовой базы учреждений в соответствие с новыми социально-экономическими условиями;

- установление социально-гарантированных нормативов, определяющих условия для нормального функционирования учреждений;

- разработка программы поэтапного перевода отдельных видов дополнительного образования детей на самоокупаемость (платную основу), в пределах, не наносящих ущерб национальным интересам и национальной безопасности Республики Татарстан (т.е. вопросам выявления, отбора и поддержки будущей элиты республики - ученых, изобретателей, талантливых музыкантов, выдающихся спортсменов и т.д.);

- продолжение работы по созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров дополнительного образования;

- продолжение работы по формированию научного потенциала системы дополнительного образования;

- создание научно-методического издания для освещения вопросов организации, управления и содержания дополнительного образования.
Категория: Реформа !!!!??? | Добавил: Miki
Просмотров: 1706 | Загрузок: 0